В конце 2024 года в Хабаровске состоялось масштабное культурное событие — VI Дальневосточные хоровые Ассамблеи, посвящённые 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие объединило 37 хоровых коллективов Дальневосточного федерального округа и стало ярким свидетельством интереса зрителей к хоровому искусству.

Одним из главных событий Ассамблей стало выступление Народного камерного хора Центра народной культуры и досуга из посёлка Берёзовка под руководством Оксаны Валентиновны Юрченко. Хор завоевал Гран-при конкурса!
В этом интервью мы поговорим с Оксаной Юрченко об истории хора, секретах мастерства и планах на будущее. Мы узнаем, как они готовятся к выступлениям и что вдохновляет их на создание новых музыкальных программ.
Камерный хор — это музыкальный коллектив, состоящий из небольшого количества певцов, обычно от 12 до 40 человек. В отличие от большого хора, камерный хор часто исполняет более сложные и разнообразные произведения, включая классическую музыку, современную аранжировку, народные песни и даже джаз.
— В 1977 Хабаровскому хоровому обществу поставили задачу создать коллектив для популяризации хорового искусства. Эту миссию взяла на себя выпускница Новосибирской государственной консерватории имени Глинки, Лидия Пантелеевна Гладкая. Одержимая творчеством и имея невероятную целеустремленность, она смогла воплотить в жизнь эту идею. Так появился Хабаровский камерный хор, который поначалу назывался «хор любителей пения хабаровского хорового общества».

Огромный талант, глубокая эрудированность и человечность Лидии Пантелеевны притягивали людей. В хор приходили все желающие. Это были представители разных профессий, некоторые из которых не имели даже начальной музыкальной подготовки. Задача состояла в том, чтобы собрать всех в единое целое. Только благодаря напряженному творческому труду и любви к музыке Лидии Пантелеевне со временем удалось вывести камерный хор на высокий исполнительский уровень. Он приобрел черты профессионального коллектива и завоевал признание в регионе.

Уникальность работы Лидии Пантелеевны выражается в многообразии форм хоровых произведений и мастерской трактовке, которая заставляет слушателей погружаться в эпоху их создания. Она умела сочетать в исполнении целое с мельчайшими деталями. Ее жизненный принцип — постоянное движение к совершенству — проявляется во всех сферах ее деятельности: исполнительской, педагогической и просветительской.

На протяжении многих лет Лидия Пантелеевна осуществляла научное руководство студенческим кружком «Музыкальная культура Дальнего Востока». Методические материалы и доклады, подготовленные студентами, отражают различные вехи развития музыкальной культуры и хорового искусства.
В 2014 году Лидия Пантелеевна написала и издала книгу «Хабаровский камерный хор», в которой подводятся итоги ее работы. Она посвятила всю свою жизнь развитию хорового искусства, и мы гордимся тем, что продолжаем ее дело.
— Когда вы приняли управление хором?
— В 2015 году Лидия Пантелеевна переехала в Москву. Уезжая, она оказала мне большую честь и большое доверие, предложив стать хормейстером. Я училась у нее дирижированию, она дала мне очень много знаний и, конечно, любви к хоровому искусству. Я вошла в состав хора в 1992 году, и с тех пор мое сердце здесь.
— Расскажите, участие в каких конкурсах было для хора особенно ярким?
— Наш хор имеет большой опыт конкурсных выступлений, и самые яркие впечатления нам подарили зарубежные конкурсы, которые позволили нам представить себя на международном уровне.
1996 год — Афины, фестиваль православной музыки «Афинское многоголосье»: хор завоевал серебряную и бронзовую награды, что стало для нас значительным достижением.
2000 год — 19-й Международный конкурс хоровых коллективов имени Беллы Бартока в Венгрии: выступление на этом престижном конкурсе оставило яркие впечатления и позволило продемонстрировать высокий уровень исполнения.
2008 год — Конкурс «Музыкальная Венеция» в Италии: хор получил серебряную награду.
Эти конкурсы мы прошли под руководством Лидии Гладкой. Они не только укрепили репутацию хора, но и стали источником новых идей и творческого развития. Также они поразили нас своей масштабностью, атмосферой творчества, высочайшим уровнем исполнения участников, площадками с великолепной акустикой.

Также очень значимым событием стал для нас Всероссийский фестиваль-конкурс любительских творческих коллективов «Культура — это мы». В 2020 году мы победили в региональном этапе и нас пригласили на финал — в Москву, где мы снова смогли встретиться с Лидией Пантелеевной Гладкой. Она провела для нас репетицию, поддерживала во время выступления, радовалась нашему диплому Лауреата 1 степени. Это был настоящий праздник искусства, музыки. К сожалению, через два дня после нашего отъезда Лидии Пантелеевны не стало. Конкурс стал нашей последней совместной победой и последней встречей.
Она до конца своей жизни была с нами и навсегда останется в наших сердцах бессменным руководителем камерного хора.

— Люди каких профессий сегодня являются участниками хора?
— В нашем хоре поют люди разных профессий: врач-невропатолог, воспитатель, учителя, инженер-конструктор и другие. Всех объединяет любовь к хоровому пению. Когда каждый голос вносит свою частичку в общую картину пения. Человек начинает чувствовать, что он не одинок, испытывает творческий подъем и освобождается от негативной энергии.

— Как формируется репертуар хора?
— Репертуар – это очень важный аспект в жизни хорового коллектива. Он должен быть разнообразным по своему тематическому диапазону и интересным как для исполнителей, так и для слушателей. Я, как хормейстер, сочетаю произведения разных стилей, направлений, жанров и эпох, учитывая технические и художественно-исполнительские возможности хора.
В нашем репертуаре русская и зарубежная классика, духовная музыка, новаторские произведения современных композиторов, обработки народных песен и произведения дальневосточных композиторов. Иногда я делаю обработки сама. Составление репертуара – сложная задача, так как в Хабаровске часто нет хоровой нотной литературы в книжных магазинах, их приходится добывать через знакомых.
— На какой сцене мечтает выступить хор?
— Отвечу строчкой Владимира Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». Мы мечтаем не о конкретной сцене, а о том, чтобы быть интересными и чтобы нас слушали.

— Какие планы у вас и хора на будущее? Есть ли предстоящие конкурсы или проекты, которые вы хотели бы реализовать?
— В феврале мы планируем принять участие в городском фестивале-конкурсе патриотической песни «Солдатский конверт». Готовим песню Владимира Высоцкого «Он не вернулся из боя» с обработкой Алексея Лёвина. Это очень красивая обработка, и мы будем стараться достойно ее представить.
Что касается проектов: в нашем репертуаре есть маленькая джазовая месса для смешанного хора, фортепиано и ударных современного британского композитора Роберта Чилкотта. Произведение уже имело успех в центре «Содружество», хотя исполнялось только в сопровождении фортепьяно, теперь необходимо добавить ударные.
Также хотелось бы исполнить кантату «Глория» ре-мажор для солистов смешанного хора и оркестра композитора Антонио Вивальди. Мы знаем его как автора оркестровых концертов, но у него есть и другая сторона творчества, почти неизвестная широкой публике – это духовная музыка. Именно с ней мы и хотим познакомить хабаровских слушателе

— Как проходят ваши репетиции, и сколько времени занимает подготовка к конкурсам?
— Наши репетиции проходят в атмосфере творчества, взаимопонимания и полного погружения в работу, в процессе которой приходят новые идеи и рождается музыка. Время на подготовку к выступлениям у нас всегда разное и зависит от сложности музыкального материала и настроя коллектива на работу. Бывает, что произведение легкое, но работа не идет, и я понимаю, что коллектив не готов к нему, и приходится отложить его на время.
Иногда бывает и по-другому. Например, когда Юлия Николаева, художественный руководитель ансамбля камерной музыки «Глория», пригласила нас поучаствовать в совместном проекте «Энигма классик», мы за полтора месяца подготовили программу и выступили с ней в мае, а потом и в ноябре 2024 года. До сих пор не верится, что мы справились в такие короткие сроки!

— Какой совет вы можете дать начинающим руководителям хоров?
— Вас ждет интересное путешествие по дороге хорового искусства, которое не лишено своих трудностей. Поэтому желаю не унывать, если что-то не получается, а проанализировать, принять как опыт и двигаться дальше. Также могу посоветовать постоянно самосовершенствоваться, потому что творческая жизнь и звучание хора зависят от личности хормейстера. Желаю неиссякаемого всем вдохновения, упорства и настойчивости в достижении своих целей!

В заключение нашего интервью с Оксаной Юрченко, руководителем Народного камерного хора, хочется отметить, что творческий путь этого коллектива полон вдохновения и значимых достижений. Мы уверены, что под руководством Оксаны Валентиновны хор продолжит радовать нас новыми музыкальными проектами и яркими выступлениями!
ФОТО: архив О.В. Юрченко, архив КНОТОК
Текст: Екатерина Кузнеделева